Часто родители обращают внимание на развитие речи своего ребёнка, если он не выговаривает звук Р. При этом у ребёнка может быть ограничен словарь, он испытывает трудности при построении высказывания, речь ребёнка несвязная, слова несогласованны. Взрослым важно понимать:
1. Речь – это сложная психическая функция, наряду с мышлением, восприятием, вниманием и памятью, за формирование которой отвечают разные структуры головного мозга.
Речь включает в себя сложные взаимодействия различных процессов: слушание, построение высказывания, говорение, связанное с координацией органов артикуляции. Это далеко не всё и касается только устной речи, а ведь есть ещё и письменная форма речи.
Недостаточность питания небольшого участка головного мозга, участвующего в речевой деятельности разрывает сложную цепь взаимодействия различных процессов, в результате чего нарушается развитие речи. Такая недостаточность питания может быть вызвана элементарной внутриутробной или родовой гипоксией плода.
2. Можно сравнить формирование речи ребёнка со строительством дома:
- фундамент – сохранные процессы восприятия, внимания, памяти и мышления (способность к анализу, синтезу и сравнению и др.);
- стены – словарь: со временем уточняется и расширяется значение отдельных слов (кирпичиков), которые соединяются друг с другом благодаря грамматическим нормам словоизменения и согласования родного языка (цементный раствор);
- слова, грамматически правильно связанные по смыслу, выстраиваются в предложения, которые в свою очередь выстраиваются в развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, что представляет собой законченное строение – связную речь;
- внешняя отделка – звуковое оформление речи.
3. Речь – это деятельность. В основе любой деятельности лежит мотивация (для чего?). Для маленького ребёнка важнейшей мотивацией является одобрение родителей (мамы), для школьника начальных классов одобрение учителя, оценка, желание быть лучшим.
Не менее важным является формирование самоконтроля над речевой деятельностью, в том числе и слухового контроля над собственной речью и речью окружающих, а также формирование кинестетического восприятия, т.е. ощущений от движений органов артикуляции, способности произвольного осознанного изменения артикуляции.
Мотивация – цель – последовательность направленных действий – контроль.